Как работать с самозанятыми
Пошаговая инструкция для организаций и предпринимателей
Пошаговая инструкция для организаций и предпринимателей
Самозанятый — это физическое лицо или индивидуальный предприниматель, применяющие налог на профессиональный доход (специальный налоговый режим).
Суть режима состоит в том, что лицо, осуществляющее определённую профессиональную деятельность, сам уплачивает налог 4 или 6 процентов с полученного дохода. Более никакие обязательные страховые взносы или другие налоги с данного дохода платить не нужно.
Привлечение наёмного сотрудника по трудовому договору влечёт уплату различных страховых взносов (около 30% от выплат работнику), а также НДФЛ в размере 13%. Также официальный сотрудник имеет право на отпуск, больничный, отпуск по уходу за ребенком и т.д.
Привлечение физических лиц по договорам ГПХ также подразумевает уплату организацией НДФЛ в размере 13% от суммы вознаграждения по договору и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (около 27.1%).
При работе с самозанятыми организация не платит за него налоги. Самозанятый обязан самостоятельно оплачивать налог в размере 6% от доходов по договору с организациями и ИП.
Также компании и ИП могут учесть расходы на вознаграждение самозанятым при расчёте налогов и таким образом уменьшить налоговую базу.
Ввиду вышеуказанных выгод некоторые работодатели захотели перевести своих сотрудников в статус самозанятых. Но ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ запрещает привлекать самозанятого, если он был работником организации менее двух лет назад. То есть организация может работать с бывшим сотрудником как с самозанятым, но при условии, что с момента увольнения прошло не менее двух лет.
1. Проверьте обладает ли контрагент статусом самозанятого.
Для этого можно запросить справку, подтверждающую данный статус. Самозанятый может скачать данный документ в приложении «Мой налог». Обязательно проверьте на справке актуальность даты.
Также можно самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте налоговой. https://npd.nalog.ru/check-status/ — на данном ресурсе нужно ввести ИНН и указать дату.
Рекомендуем делать такие проверки не только перед заключением договора, но и перед каждым платежом самозанятому.
2. Убедитесь, что работа, к которой вы привлекаете самозанятого не попадает в перечень исключений, указанных в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Так, запрещается использование данного режима налогообложения в целях:
В последнем случае есть исключение: если курьер использует кассовый аппарат, который зарегистрирован на продавца. То есть самозанятые могут оказывать услуги по доставке товаров, если компания предоставляет им свою онлайн-кассу для расчетов с покупателями.
3. Подпишите с самозанятым договор.
С самозанятыми можно заключать различные договоры, но чаще всего используются соглашения об оказании услуги и выполнении работ.
Оформляя сделку с самозанятым за образец можно взять обычный ГПХ договор, прописав в него также некоторые специфические нормы:
4. Подпишите акт приёмки.
После выполнения обязательств по договору рекомендуем оформить акта приёма-передачи. Многие организации считают, что закрывающие документы с самозанятым подписывать не нужно.
Но мнение ФНС на этот счёт отличается: она указывает, что для налогового учёта расходов акт о выполнении работ (оказании услуг) необходим. Он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания.
5. Заплатите за работу.
Если оплата происходит на банковскую карту, то оформить её самозанятый должен самостоятельно. Не оформляйте карты самозанятым в рамках зарплатных проектов.
Выплаты не должны производиться в те же дни, которые совпадают с днями выплаты заработной платы в организации.
Также рекомендуем не производить выплаты строго два раза в месяц в одни и те же даты — лучше всего если оплаты будут связаны именно с выполнением конкретной услуги или работы. Желательно, чтобы суммы выплат каждый раз были разными и отличались от тех окладов, которые есть у работников организации с похожими обязанностями.
6. Получите от самозанятого чек.
После каждой оплаты самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и передать его контрагенту. Причём выдать чек самозанятый может как в бумажном виде, так и направив его по электронной почте. Чеки очень важны, т.к. именно они подтверждают тот факт, что выплаты были совершены в адрес самозанятого.
В чеке должны обязательно нужно проверить ФИО и ИНН самозанятого, описание услуги и её стоимость, ИНН заказчика. Если в чеке есть некорректная информация, то нужно сообщить об этом самозанятому и потребовать аннулировать данный чек и сформировать его заново с верными данными.
Также в чеке есть QR-код, подтверждающий, что операции прошла в системе ФНС.
Рекомендуем считывать QR-код смартфоном, чтобы проверить подлинность чека и убедиться, что он не сделан в фотошопе.
QR-код будет вести на оригинал чека на сайте — сверьте все данные вашего экземпляра с данными чека на сайте.
за 15 минут
Онлайн сервис подготовки документов